И куда бедному «дембелю» податься?

Сложнейшая ситуация на АВТОВАЗе сказалась  на парнях, в свое время призванных с завода на срочную службу в Российскую Армию. Отслужив положенное, они не смогли вернуться на прежнюю работу. Около трехсот молодых тольяттинцев, обладающих необходимым образованием и навыками, оказались не у дел.

         Например –Андрей Губанов. Работал слесарем-ремонтником  металлургическом производстве, был призван на Черноморский флот. Со службы вернулся в конце ноября минувшего года, и 1 декабря обратился в отдел кадров АВТОВАЗа в твердой уверенности, что трудоустройство ему гарантировано.
Однако молодому человеку отказали: прием работников закрыт. Порекомендовали заполнить анкету и обещали позвонить, если в мае-апреле будет открыт набор на совместное производство с «Рено». Сказали, якобы «армейцев» туда должны брать в первую очередь. Парень оставил свою анкету, через месяц снова наведался в отдел кадров – безрезультатно. Лишь увидел,по его словам, еще нескольких таких же бедолаг, как и он. В середине января устроился грузчиком в магазин. Еще надеясь на благополучный
исход дела, Андрей обратился за помощью в общественную приемную местного отделения партии «Единая Россия» Тольятти. Так же поступили еще трое его собратьев по несчастью. Еще пара звонков по тому же поводу поступила
в независимый профсоюз АВТОВАЗа «Единство»,  хотя официальных обращений не было. Вот, пожалуй,  и все, сигналы о возникшей проблеме.  На самом деле «на улице» оказались около трехсот бывших сотрудников автозавода, чьи трудовые договоры были прерваны
призывом на военную службу. Это цифра, которую озвучил вице-президент по персоналу ОАО «АВТОВАЗ» Дмитрий Михаленко.

         – Столько бывших работников сейчас вернулись из рядов Российской Армии и хотели бы трудоустроиться на АВТОВАЗе, – говорит он. – Мы всегда таких людей брали на имеющиеся вакансии, но на сегодня вакансий, к сожалению, нет. Более того, численность имеющегося персонала превышает ту, которая необходима для производства автомобилей.

         Сейчас,  в соответствии с частью 1 статьи 83 Трудового кодекса при призыве работника на военную службу с ним прекращается трудовой договор по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. Федеральным законом «О статусе военнослужащих» предусматриваются дополнительные права на трудоустройство и социальное обеспечение прошедшим армию. В том числе за ними в течение трех месяцев после увольнения с  военной службы сохраняется право поступить на работу в  прежнюю организацию, но только если там идет набор.  В случае с АВТОВАЗом, когда прием новых сотрудников закрыт, бывшим военнослужащим остается рассчитывать только на то, что центр занятости предоставит в   первоочередном порядке работу с учетом их специальности.

         Однако так было не всегда. И вернувшись из армии, Андрей Губанов не зря питал твердую уверенность в том, что устроится на предприятие. Ведь когда он его покидал, в коллективном договоре эта гарантия была прописана черным
по белому. В разделе 9, пункте 12, от лица работодателя говорилось: «Осуществляет прием в ОАО «АВТОВАЗ» демобилизованных из Российской Армии, призванных на службу из общества, выпускников базовых профессиональных лицеев и колледжей, молодых специалистов в пределах утвержденного лимита численности». Но летом 2009 года на конференции
профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения утвердили новую редакцию колдоговора, в   котором сильно сократили льготы и гарантии вазовцам. В том числе и тем их них, кто исполнял священный долг перед Родиной.  Об этом рассказали в независимом профсоюзе «Единство». Только он выступал против изменений, урезающих права работников. Всвое время  СМИ отмечали, что первичная профсоюзная организация ОАО laquo;АВТОВАЗ» подписала новую редакцию внутреннего нормативного акта без публичного обсуждения: заводчанам пришлось принять ее как факт.

         –Раньше действительно была традиция: мы провожали ребят в армию, вели с ними переписку (поздравляли с праздниками, днем рождения) и ждали назад.
Но ситуация сложилась так, что сейчас невозможно принять их: идет оптимизация численности сотрудников и перевод их в дочерние предприятия, – говорит председатель первичной профсоюзной организации АВТОВАЗа Николай Карагин. – И дело не в пункте колдоговора – есть Трудовой кодекс, который превыше всего. По нему, если проходят мероприятия по оптимизации численности, прием сотрудников закрывается. Да и не бывает так: одних увольняем, других на их места принимаем. Тогда люди будут обращаться в суды, а те – восстанавливать их. Недавно на заводе была правительственная комиссия и мы обратились с просьбой к заместителю министра здравоохранения
и социального развития Максиму Топилина: принять этих ребят хотя бы в дочерние предприятия, чтобы они не   пополняли списки безработных.
Пока окончательного ответа нет, ждем, надеемся, что разрешат прием и тогда мы трудоустроим парней.

         Об этом же заявляет и Дмитрий Михаленко: «Сейчас молодых людей, вернувшихся со службы, взять на АВТОВАЗ не можем. Рассматривается вопрос о том, чтобы их, может быть, принять в дочерние общества «Перспектива» и «Реформинг-центр ». Однако правительство выделило деньги на то,
чтобы трудоустроить туда вазовских работников. Поэтому сложившийся вопрос непростой. Будем обсуждать его».

         Вот такая дилемма образовалась для молодых вазовцев:  уйдешь служить – потеряешь работу.


Ия Гречман, Тольятти.










Copyright © Конкурс юных репортеров, фотоконкурс, конкурс рассказов, статей Все права защищены.

Опубликовано на: 2010-03-15 (1382 Прочтено)

[ Вернуться назад ]