Особенности национального извоза

       
Когда-то я любил кататься по Москве на машине. Причем, сам за рулем не сидел – предпочитал ловить такси, а точнее частника, поскольку такси одно время в столице было мало. Впрочем, моя любовь к автомобильным поездкам закончилась довольно быстро. И дело не только и не столько в пробках. Просто мне надоело общаться с водителями. Мне надоело выслушивать их постоянное нытье о том, как плохо им живется, и о том, какой вредный и жадный пошел клиент. Я устал доказывать, что красная цена поездки от «Войковской» до «Речного вокзала» сто рублей, а не триста пятьдесят, и тот факт, что бензин подорожал на 40 копеек, никак не может служить оправданием чрезмерно завышенных тарифов. Мне надоело смотреть на их недовольные физиономии, как будто я их прошу довезти меня бесплатно. В общем, я устал от частного извоза. Устал быть должным частным извозчикам, словно это они делают мне великое одолжение, сажая в свою машину, а не я даю им заработать. Так что, теперь я на машинах стараюсь не ездить, дабы не портить себе настроение, но некоторыми своими соображениями о частном извозе хотел бы поделиться.

       Есть у меня знакомый извозчик по имени Олег. Как ни странно, его позиция в этом вопросе полностью совпадает с моей. Он рассказывал немало любопытных историй, которые подтверждают мою теорию: примитивным рвачеством много денег в частном извозе (впрочем, как и везде) не заработаешь.

       - Однажды, - рассказывает Олег, - еду из Алтуфьево к себе в Чертаново. Вижу молодую женщину, голосующую на обочине. Стоит она явно давно: вся скукожилась от холода, вид несчастный… Останавливаюсь, спрашиваю, куда ей надо. Говорит: в Чертаново. Ничего себе думаю, удача: я как раз туда и еду. Предлагаю барышне сесть. Она мнется: у меня, дескать, денег всего пятьдесят рублей. Тут мне стало понятно, почему ее все отказываются везти: путь из Алтуфьево в Чертаново неблизкий, полтинник это явно не стоит. А барышня смотрит на меня умоляющими глазами, мое сердце и дрогнуло. Ладно, говорю, поехали. В пути разговорились. Оказалось, девушка живет на той же улице, что и я, и даже в том же доме, только в соседнем подъезде. В общем, довез я ее до ворот, попрощались. А на следующий день звонит ее папа и предлагает в знак благодарности помочь выгодно продать мою «шестерку» и приобрести машину поновее. Оказалось, барышня дома с восторгом рассказала о том, как ее, замерзшую и отчаявшуюся, подобрал на другом конце Москвы какой-то парень и бесплатно довез до дома. Папа сначала не поверил, а потом чуть не прослезился и спросил, чем он может парню помочь. Девушка тут же вспомнила, как я ей в дороге рассказывал, что мечтаю продать свою старую «тачку». Как выяснилось, папа у девушки работал менеджером на одном из авторынков Москвы. Вот так я в один день без проблем поменял свой драндулет на вполне сносную «девятку». В другой раз подхватил поздно вечером влюбленную парочку. Денег у них не оказалось, а ехать надо было за город. Ладно, говорю, садитесь, но за это всю дорогу вы рассказываете мне анекдоты. Ребята сели. Парень оказался великолепным рассказчиком. Всю дорогу я смеялся так, что дважды чуть не съехал в кювет. Веселенькая была поездка.

       Вообще в частном извозе, по словам Олега, главное – не стараться любой ценой урвать побольше денег.

       - Я уже давно заметил, - продолжает Олег, - что иногда можно даже поработать себе в убыток. Зато потом обязательно последует вознаграждение. Сделаешь приятное человеку, довезешь его за символическую плату, а на следующий день подвернется крайне выгодный заказ, и ты с лихвой компенсируешь свои вчерашние потери. Как-то раз, например, в лютый мороз подхватил мужика на вокзале и отвез за сто рублей на другой конец Москвы, в Новогиреево. Никто мужика везти не хотел: все ломили пятьсот и выше. Я сжалился и посадил. И что вы думаете? Только высадил мужика у его подъезда, ко мне подходит хорошо одетая парочка и просит отвезти их домой в Чертаново за двойную цену. Вот так одним махом я заработал приличные деньги, причем по пути к себе домой.

       А вот еще случай. Сломался у меня автомобиль, да так серьезно, что без буксира не обойтись. Делать нечего, выхожу на дорогу, поднимаю руку. Останавливается какой-то мужик и, не говоря ни слова, подцепляет мою «девятку» к своей иномарке. Доехали мы до моего дома. Мужик останавливается, отцепляет трос. Я изумленно спрашиваю, сколько должен за такую услугу. Мужик смеется: бензинчика отлей немножко, а то у меня бак пустой, до ближайшей заправки не дотяну. А потом уже серьезно спрашивает: не узнал меня? И тут до меня доходит: это тот самый дядя, который месяца два назад стоял на обочине возле моего дома с точно такой же проблемой, как у меня. Я его тогда отбуксировал до ближайшей станции техобслуживания, а вместо денег взял десять литров бензина, потому что как раз хотел ехать заправляться. И вот спустя два месяца мы случайно встретились на другом конце Москвы. Правда, на сей раз у дяди машина была другой модели, поэтому я его и не сразу узнал.

       Таких историй Олег вам расскажет сколько угодно. За десять лет постоянных разъездов по Москве он твердо усвоил главное правило извоза: не гнаться за сиюминутной прибылью, тогда прибыль будет постоянно. А еще Олег научился неплохо разбираться в людях.

       - Например, я могу почти наверняка определить, далеко ли надо ехать пассажиру, голосующему на обочине. С ходу отличаю, постоянно ли человек пользуется услугами частного извоза или вышел голосовать по нужде. Ошибаюсь редко. А еще принципиально не сажаю к себе в машину людей кавказской национальности. Эту публику не любит никто: ни «извозчики», ни пассажиры. Как правило, первая тема для разговора с попутчиком-мужчиной – засилье кавказцев в городе. Я знаю многих москвичей, которые принципиально не садятся в машину, если за рулем кавказец.

       И все же самые продвинутые любители частного извоза никогда не колесят по городу в поисках случайного клиента, а стараются обзавестись своей постоянной клиентурой. Это – самый выгодный вариант работы. Клиенту дается номер мобильного телефона. В случае необходимости клиент звонит и говорит, куда требуется подать машину и куда надо ехать. У опытного «извозчика» десять-пятнадцать постоянных клиентов, в день бывает по три-четыре звонка. Именно так и работает в последнее время мой приятель Олег. 

       Впрочем, и здесь есть свои тонкости. Если оплата почасовая, извозчику выгодно ехать как можно дольше. По словам Олега, среди его коллег водителей встречаются такие, кто специально тянет время, выбирая длинные маршруты и не разгоняясь даже на совершенно пустой дороге. Зато опытный извозчик никогда не будет опускаться до таких уловок. Он прекрасно понимает, что постоянный клиент – это постоянный доход, и не надо рубить сук, на котором сидишь. В жизни Олега был, например, такой случай. Ему поступили одновременно два звонка. Он выбрал более выгодный, а второго клиента сосватал своему приятелю, которому время от времени подкидывал заказы. Приятель за эту услугу отстегивает Олегу с каждой заработанной сотни двадцать рублей. И вот Олегу на следующий день звонит клиент с жалобой на водителя: мол, тот специально ехал со скоростью 30 км в час. В результате накатал вместо сорока минут полтора часа. После этого Олег перестал подкидывать нерадивому приятелю заказы, а пострадавшему клиенту вернул из своего кармана две сотни, компенсировав ему, таким образом, моральный и материальный ущерб.

Альберт Сергеев, г. Москва

 














Copyright © Конкурс юных репортеров, фотоконкурс, конкурс рассказов, статей Все права защищены.

Опубликовано на: 2009-05-28 (1367 Прочтено)

[ Вернуться назад ]