Золото Третьего Рейха хранилось на дне баварского озера?

     В мае 2001 года в баварском озере Химзе был найден странный предмет из золота, по форме напоминающий котел. С тех пор ученые и антиквары всего мира ломают голову над вопросом: что это – творение древних мастеров или искусно выполненная подделка времен Третьего рейха.

     С самого начала вокруг этой находки было много непонятного. До сих пор неясно, к примеру, кто именно ее обнаружил. Известно лишь, что это был какой-то водолаз, который непонятно чем занимался на дне озера Химзе. Неизвестна также и фамилия первого владельца котла. Зато известно имя посредника, который сообщил о находке немецким археологам. Это Торстен Крауз, владелец магазина художественных изделий. Именно Крауз спустя три месяца после извлечения котла со дна озера поведал о находке директору Государственного археологического собрания Мюнхена профессору Вамзеру, а чуть позже прислал ему и фотографии котла. Изучив фото, профессор пришел к выводу, что изображенный на них предмет представляет собой огромную художественную и историческую ценность, и запросил у министерства финансов федеральной земли Бавария денежную сумму для покупки котла. Еще три месяца ушли на переговоры с владельцем котла о сумме и условиях покупки. И только в декабре 2001 года Золотой котел из Химзе был продан баварским властям и переехал сначала в крепость Грюнвальд, а затем в основное здание Государственного археологического собрания в Мюнхене.

     Однако на этом история не закончилась. Узнавшие о котле журналисты тут же завопили на весь мир об уникальной археологической находке. Вскоре нашлись желающие приобрести котел для частной коллекции. Больше года шли переговоры об условиях сделки. Наконец, в апреле 2003 Золотой котел из Химзе был передан новому владельцу. Его имя держится в строжайшем секрете. Руководство Мюнхенского археологического собрания и власти Баварии попытались даже скрыть от общественности сам факт продажи котла. Однако этот номер не прошел, вездесущие репортеры пронюхали о сделке. В правительство Баварии было направлено в общей сложности свыше 700 запросов из различных СМИ. Все они остались без ответа. Что ни говори, умеют немцы хранить свои тайны!

     Отчего же вокруг находки на озере Химзе так много слухов и легенд и так мало достоверной информации? Дело в том, что еще летом 2001 года, когда власти Баварии вели переговоры о покупке котла, в прессу просочилась информация о том, что котел ненастоящий. Впервые эту версию озвучил хранитель мюнхенского археологического музея доктор Гебхард. По его мнению, Золотой котел из Химзе был изготовлен в 1930-ые годы нацистами и ими же утоплен в озере в последние дни Второй мировой войны. В пользу этой версии говорят, как минимум, два обстоятельства.

     Во-первых, увлечение нацистов эзотерикой общеизвестно. В структуре СС существовало даже специальное подразделение – Аненербе, занимавшееся изучением наследия предков, в частности поиском знаменитой «чаши Грааля», в которой по преданию скрыты величайшие тайны мироздания. А котел из Химзе удивительным образом напоминает описание чаши.

     А во-вторых, до сих пор остается полнейшей загадкой судьба золота нацистской партии и его главного хранителя Мартина Бормана. Известно лишь, что о золоте Третьего рейха толком ничего неизвестно. Оно бесследно испарилось вместе с крушением гитлеровской Германии. Кто знает, может, Золотой котел из Химзе и есть часть того самого золотого запаса национал-социалистов, который был с немецкой педантичностью припрятан в различных уголках планеты?

     Эта версия мгновенно стала весьма популярной. Косвенным доказательством нацистского происхождения Золотого котла стало упорное нежелание баварского правительства даже разговаривать на эту тему. Однако вскоре появились результаты научных экспертиз, и пыл сторонников «нацистской версии» заметно охладел. Сначала котел исследовал известный немецкий ученый, специалист по древностям профессор Хахманн. В его заключении однозначно говорится о том, что Золотой котел из Химзе – оригинальное произведение кельтских мастеров.

     В июле 2002 года специалисты Горной академии города Фрейбурга, проведя химический анализ котла, пришли к выводу, что золотой сплав, из которого он сделан, относится к античной эпохе. Иначе говоря, возраст Золотого котла из Химзе примерно две тысячи лет. Наконец, в мае 2003 года свое заключение выдал антиквар из Кельна Кай Шмидт, специализирующийся на предметах кельтской эпохи. По его мнению, котел могли сделать только кельтские мастера. Об этом свидетельствуют некоторые специфические детали его оформления и особенности самого золотого сплава. Во времена нацистов эти нюансы были неизвестны.

     Яростным противником «кельтской» версии стали, как ни странно, представители Мюнхенского археологического собрания. Несмотря на целый ряд независимых экспертиз, проведенных разными специалистами в разное время и в разных лабораториях Германии, мюнхенские музейщики продолжали настаивать на нацистском происхождении котла. Такая настойчивость заставила антикваров всего мира усомниться в легитимности самой сделки по продаже Золотого котла. Очевидно, мюнхенским музейщикам, за которыми явно просматривается правительство Баварии, было крайне выгодно представить находку на озере Химзе нацистской подделкой – ведь тогда рыночная цена котла заметно уменьшается. И наоборот, если представить Золотой котел из Химзе оригинальным произведением искусства кельтской эпохи, его стоимость вообще не поддается сколько-нибудь точному цифровому выражению.

     Судите сами. До сих пор на мировом рынке еще не появлялось произведение искусства, сопоставимое с Золотым котлом. Нечто похожее было найдено в Дании несколько лет назад. Это такой же котел, однако сделанный из позолоченного серебра и несколько меньший по размеру. Точный возраст датского котла не установлен. Так вот, этот котел, хранящийся ныне в Копенгагене, государство оценило почти в 200 миллионов евро – сумму, запредельную для произведений антикварного искусства.

     Еще один пример – набор скандинавских украшений, найденных на острове Хиддензе. Набор представляет собой 16 небольших по размеру предметов, относящихся к более поздней исторической эпохе, чем котел из Химзе. Украшения были оценены в 125 миллионов евро.

     Наконец, страховая стоимость золотой маски Тутанхамона весом 11 килограммов, инкрустированной полудрагоценными камнями, составляет сегодня один миллиард долларов США. В такую же сумму оценили и так называемый «клад Приама», известный также как «золото Трои». Это – коллекция украшений и сосудов, изготовленных, как выяснилось, задолго до эпохи Троянской войны, описанной Гомером. Общий вес золотых деталей не превышает трех килограммов. Однако на конечную цену «клада Приама» повлияла огромная символическая нагрузка археологической находки – ведь о древней Трое знает даже ребенок! Отсюда и конечная стоимость – более миллиарда американских долларов.

     К чему все эти астрономические цифры? Да к тому, что во всем мире вряд ли найдется более пяти человек, способных выложить такие деньги за произведения древних мастеров. Картины великих художников, которые тоже стоят баснословные деньги, покупают охотно, а вот на мелкую пластику, да еще античных времен покупателей найти крайне сложно. За последние десять лет таких случаев было всего два. Осенью 2006 года шейх Кувейта купил коллекцию античного серебра, известного как «сокровища Севсо». По слухам, коллекция ушла с торгов лондонского аукционного дома «Бонэмс» за 150 миллионов евро. Кстати говоря, вся эта история оставила неприятный осадок у любителей древности. Дело в том, что многие эксперты усомнились в легитимности права собственности лондонского аукционного дома на «сокровища Севсо». А Венгрия и вовсе потребовала вернуть коллекцию ей, считая «сокровища» своим национальным достоянием, поскольку они были найдены возле озера Балатон. Впрочем, протесты венгерских властей не помешали английским аукционщикам продать «сокровища Севсо», как только подвернулся настоящий покупатель.

     А второй случай – покупка в 2004 году российским нефтяным магнатом Виктором Вексельбергом девяти пасхальных яиц работы Карла Фаберже. Яйца обошлись магнату в куда более скромную сумму – «всего» 90 миллионов долларов США.

     А тут уникальный Золотой котел кельтских мастеров весом 11 килограммов, да еще имеющий символическую нагрузку, связанную с легендой о «чаше Грааля». По самым скромным оценкам, такой предмет античной эпохи должен стоить не менее 250 миллионов евро. Как заметил один из представителей аукционного дома «Сотби», нет почти никакой надежды, что отыщется какой-нибудь частный коллекционер, способный выложить такую сумму за произведение мало известной обывателю древней кельтской культуры. Очевидно, осознание этого обстоятельства и заставило руководство мюнхенского археологического музея всячески поощрять слухи о нацистском происхождении Золотого котла из Химзе. Ведь в таком случае рыночная стоимость находки значительно уменьшится, а значит, можно быстрее найти покупателя.

     Как бы там ни было, история Золотого котла из Химзе с самого первого дня окутана плотной завесой таинственности. Несмотря на все старания общественности и масс-медиа пролить свет на уникальную находку, Баварское правительство, «впарившее» котел неизвестному покупателю, хранит абсолютное молчание. От журналистов скрывают даже результаты некоторых экспертиз. Это обстоятельство лишний раз заставляет усомниться в легитимности сделки, что неоднократно высказывалось в различных СМИ. А кое-кто и вовсе ставит вопрос ребром: а был ли вообще котел из Химзе? Или вся эта история с кельтами и нацистами – какая-то чудовищная мистификация, смысл которой еще предстоит разгадать?

Сергей ХОЛОДОВ, историк искусства, г. Москва

Юрий ГУГНИН, переводчик с немецкого языка, г. Москва










Copyright © Конкурс юных репортеров, фотоконкурс, конкурс рассказов, статей Все права защищены.

Опубликовано на: 2009-05-19 (3606 Прочтено)

[ Вернуться назад ]