Ежегодно Россия теряет не менее тысячи произведений искусства и материальной культуры






     Наверное, все помнят недавний скандал с исчезновением экспонатов из Эрмитажа. Этот инцидент стал настоящим шоком для российской общественности. О сохранности культурного наследия враз заговорили на всех уровнях государственной власти. И тут выяснились любопытные вещи. Во-первых, бесценные экспонаты из российских музеев исчезали и раньше. А во-вторых, в России до сих пор нет единого государственного реестра музейных экспонатов и библиотечных фондов. Иначе говоря, никто не знает, что именно хранится в российских музеях и библиотеках. Это означает только одно: в стране созданы идеальные условия для воровства национальных сокровищ!

     Стоит ли удивляться, что время от времени из наших музеев и книгохранилищ исчезают экспонаты и книги. Например, в конце 1990-ых годов, из Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге был похищен знаменитый альбом «Птицы Америки» Дж. Одюбона с авторскими литографиями. В 2000 году на торгах дома «Кристи» альбом был продан за восемь миллионов 800 тысяч долларов. Кроме «Птиц Америки», из Российской национальной библиотеки исчезли 150 килограммов бесценных манускриптов, которые иранские правители после гибели А.С.Грибоедова передали российскому монарху.

     В Москве из хранилищ Государственной общественно-политической библиотеки (бывшая библиотека института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС) средь бела дня пропала «Утопия» Томаса Мора. Уникальное издание середины 16 века вынес какой-то мужик, предъявивший библиотекарю, как выяснилось позже, фальшивый паспорт. Таких «Утопий», изданных еще при жизни автора, во всем мире всего три экземпляра. Один хранился в Москве в ГОПБ. Теперь его нет. Из той же библиотеки исчезли сотни других ценнейших изданий, в том числе книги из личного архива Сталина.

     Из музея Востока бесследно пропали 14 картин Николая Рериха и его сына Святослава. Эти произведения значатся в музейном каталоге 1984 года, однако пару лет назад в ходе проверки музейных фондов обнаружены не были. Более того, эксперты Международного центра Рерихов сравнили текст завещания Святослава Рериха, где художник перечисляет картины, переданные им в дар России, и реальное число произведений, хранящихся в музее Востока. И снова вскрылась «недостача»: вместо 288 картин, указанных в завещании, в экспозиции музея оказалось только 282 полотна. Куда подевались шесть картин, подаренных Рерихом России, никто из руководства музея Востока и надзирающим за ним Минкульта внятно объяснить не сумел. 

       Ну а кроме столичных музейных собраний и книгохранилищ, существуют тысячи провинциальных библиотек, музеев и церквей. Сколько уникальных экспонатов исчезло оттуда – неизвестно даже приблизительно. Однако из официальной милицейской статистики явствует, что в розыске сейчас находится свыше 35 тысяч одних только икон, похищенных из музеев и Божьих храмов. И многие из них представляют не меньшую ценность, чем пропавшие из Эрмитажа экспонаты.

         А еще есть археологические памятники. Большинство из них вообще никем не охраняется и становится лакомым куском для подпольных любителей антиквариата. «Черных» археологов интересуют лишь драгоценности, все остальное, не представляющее, по их мнению, большой коммерческой ценности, безжалостно уничтожается. Вопиющий случай произошел в Адыгее. Там группа вандалов, вооружившись бульдозером, сравняла с землей скифский курган. Всего же, по оценкам экспертов, каждый год Россия безвозвратно теряет не менее тысячи археологических памятников – золотых  украшений, старинного оружия, монет, предметов материальной культуры, многие из которых украсили бы экспозицию любого солидного музейного собрания.  

      Какова же дальнейшая судьба бесследно исчезнувших национальных сокровищ? Вот лишь одна весьма характерная история, начавшаяся еще в конце прошлого столетия и до сих пор не получившая достойного завершения.  

       В 1997 году Шереметьевской таможней было возбуждено уголовное дело по факту нелегального провоза ювелирных изделий через границу РФ. Контрабандисткой оказалась некая гражданка А. Ефимович. Поскольку украшений оказалось слишком много, а их стоимость эксперты оценили слишком высоко, делом о контрабанде в особо крупных размерах занялась Генеральная прокуратура РФ. Так вот, в ходе следствия было установлено, что гражданка Ефимович, используя личное знакомство с тогдашним заместителем министра культуры, а ныне известным щоуменом Михаилом Швыдким, регулярно переправляла в Швейцарию произведения ювелирного искусства. Аферы были закамуфлированы под организацию выставок в одном из зарубежных музеев. Никаких выставок, разумеется, организовано не было, а переправленный через границу антиквариат благополучно исчезал в частных заграничных коллекциях. По самым скромным подсчетам, гражданкой Ефимович было вывезено из страны ценностей на общую сумму 400 тысяч долларов США.

       Известно также, что длительное время Ефимович являлась и.о. директора антикварного магазина «Акция». Именно через этот магазинчик, где не велось должного учета поступающих ценностей, в течение нескольких лет перемещались за бугор предметы старины и крупные суммы в устойчивой заокеанской валюте. Схема проста. Сначала антиквариат похищался из музеев и библиотек, затем поступал в «Акцию», а оттуда с «липовыми» документами уходил за рубеж. У следователей есть достоверная информация о причастности к аферам Михаила Швыдкого, его супруги, а также некоторых других «деятелей» российской культуры, например жены Леонида Ярмольника.

       Выйти сухим из воды тогда, в конце 1990-ых, Швыдкому помогло назначение на должность председателя ВГТРК и показ по государственному телевидению «человека, похожего на генерального прокурора». За такую услугу ельцинское окружение, в тот момент активно боровшееся с Юрием Скуратовым, простило Швыдкому «антикварные» грешки и впоследствии даже назначило министром культуры РФ. Разумеется, дальнейшего продолжения история с контрабандой ценностей не получила.

       Однако и после прихода к власти Владимира Путина для Швыдкого ничего не изменилось. Правда, Генпрокуратура попыталась реанимировать антикварное дело, в котором замешан Михаил Ефимович. И снова безрезультатно. Говорят, как только над шоуменом в очередной раз сгустились тучи, свежеиспеченному президенту лично звонила Наина Иосифовна и умоляла «не трогать Мишеньку». Видно, благодаря Мишеньке ельцинскому клану перепадало немало дорогостоящих антикварных вещичек. Иначе чем еще объяснить столь трогательную заботу о человеке, которому в нормальном государстве не доверили бы руководить даже сельским клубом?

       Похоже, и сейчас кому-то очень хочется, чтобы российской культурой заведовали такие вот Мишеньки, не имеющие ничего общего ни с Россией, ни с культурой.


Сергей ХОЛОДОВ, историк искусства, г. Москва










Copyright © Конкурс юных репортеров, фотоконкурс, конкурс рассказов, статей Все права защищены.

Опубликовано на: 2009-05-15 (2370 Прочтено)

[ Вернуться назад ]